Участие церкви

Представить себе русское общество кон. XIX – нач. XX века без благотворительности немыслимо. Милостыня, милосердие были од. ной из основ русской жизни. Обмануть не считалось грехом, сплутовать в торговой сделке – тоже, но вот нищему и страннику не подать грех. Эту особенность русской души отмечали многие. Благотворительность не была уделом только богатых. Она пропитывала все слои русского общества. Поэтому одним из ярких проявлений повседневной жизни России кон. XIX – нач. XX века была благотворительная деятельность. Костромская губ. не выпадала из общей картины, что наглядно подтверждает местная периодическая печать.

Дореволюционная Кострома – город в своей основе купеческий, традиционно православный. Известно, что заботами костромских купцов устраивалось и содержалось много благотворительных учреждений; строились и содержались богадельни, детские приюты, общества попечения о слепых, бедных, об учениках гимназий, училищ и школ, о детях вообще. На благотворительных спектаклях и концертах «отцы города» сидели в первых дорогих рядах, вносили свою лепту. Было про сто немыслимо не прийти или купить «дешевое» место. Это могло значительно повредить престиж торговой фирмы, запятнать ее имя и вовсе подорвать общественную репутацию.

Христианская добродетель подаяния нередко пропагандировалась на страницах различных костромских изданий. Авторы заметок обращали внимание читателей на имевшиеся достижения в этой области в соседних губерниях России, приводили показательные примеры благородных начинаний в других странах. Они подробно информировали публику об открытии новых учреждений благотворительного характера, их целях и задачах, указывали значимость человечности, милосердия, когда «богатые уступили бы для общего дела часть от своего богатства, сведущие и умудренные опытом послужили свои ми знаниями, а сильные телом помогли трудом своим»2. В заметке о жизни крестьян вичугских краев местный корреспондент отмечал традицию взаимопомощи и «особую любовь к нищим» вичугского купечества. Как норма приводился местный обычай купцов: «У наших торговцев и мелких торгашей есть традиционный обычай оделять по субботам из барышей, полученных за неделю, всех нищих обращавшихся к ним за милостыней. Одни дают по копеечке, другие по кренделю, по прянику».

Один из корреспондентов «Костромских епархиальных ведомостей», участвуя в дискуссии о нищете, писал в 1906 г.: «Правда, наш народ действительно беден. Он не может дать на благотворительное дело значительных материальных средств. Но, как известно также, что никакое доброе дело в отечестве нашем из-за недостатка средств не стояло лишь нашлись бы энергичные и самоотверженные деятели и готовы были бы вложить в него свою добрую душу». Такие люди находились всегда. Иные давали деньги, порою щедро, и почитали, таким образом долг выполненным. Другие, не имея денег, вкладывали свои силы, труд и знания, многие годы своей жизни. Купеческие капиталы соединялись с крестьянскими копейками, трудолюбием врачей и священников, деятельностью интеллигенции и дворянства. Результатом было то, что, к примеру, в 1901 г в одной только Костроме было 33 благотворительных общества, а ведь была ещё целая губерния.

Благотворительность имеет давние традиции в русском обществе. Большой опыт в этом направлении был накоплен к нач. XX века Костромской епархией; он давал ощутимые результаты, охватывал самые различные общественные слои. Благотворительная работа сосредоточивалась в приходах в основном в руках церковноприходских братств и попечительств. Одним из старейших православных приходских братств в Костромской губ. было Костромское Александровское православное братство, состоявшее под высочайшим покровительством и учрежденное в 1879г. Особым авторитетом среди костромичей пользовалась амбулаторная братская лечебница в Богословской слободе, близ Ипатьевского монастыря .

Попечительства, состоявшие чаще всего при братствах, имели своей целью заботу о благоустройстве и благосостоянии приходских церквей и причта в хозяйственном отношении, об устройстве первоначального обучения детей и о благотворительности в пределах прихода. Средства церковных попечительств состояли из добровольных пожертвований и от кружечных сборов. Церковное попечительство могло ходатайствовать о пособии и содействии у духовного ведомства и казны. Членами церковных попечительств могли быть местные священники, члены-прихожане, избираемые общим собранием на несколько лет; непременными членами были старосты. Например, при Александровском православном братстве состояли: Спасо-Запрудненское попечительство, где в 1899 г. была открыта женская школа рукоделий для дочерей представителей всех сословий; там в течение 4-х лет обучали девочек с 12 лет кройке, шитью, вязанию и вышиванию, имелось общежитие на 15 чел. Домнинское попечительство, где были открыты (помимо подобной женской школы рукоделия) ещё кузнечная мастерская, церковноприходская школа с библиотекой; Хрипелевское попечительство с церковноприходской школой, ночлежным приютом при ней и сельскохозяйственной фермой. Все учреждения располагались Домах братств. По данным местного статистического комитета, всего в Костромской губернии в 1909г. было 35 церковных попечительств. Широко развернуло свою деятельность в Костромской губ. Кологривское церковное братство. Оно было основано в 1907 г.; в состав го вошли 165 членов, в том числе 85 горожан и 58 крестьян. Деятельность этого церковного братства была систематической и многосторонней. Одной из важных задач братство считало рациональную борьбу с нищенством в приходе, для чего учредило, в виде опыта, школу труда для нищих-детей, с раздачей им даровых обедов. Второй задачу братства была материальная помощь неимущим прихожанам, страдающим хроническими болезнями.

Общество оказывало поддержку бедным учащихся, бедным крестьянам выдачей семян для посева и пр. Безвозмездная помощь деньгами производилась лишь в случаях крайней нужды и притом с большой осмотрительностью.

Церковные братства имелись и в отдельных сельских приходах, В мае 1903 г. было основано приходское братство святителя Николая при Никольской церкви с. Одоевского Ветлужского у. В состав совета братства вошли: 3 священника, 5 учительниц, церковный староста, 8 чел. крестьян. Всего общество в 1904 г. насчитывало 85 членов. Известно о деятельности в пределах Костромской губ. церковного братства во имя Царицы Небесной при церкви Одигитриевской г. Судая Чухломского у. и др. Для изыскания средств для бедных учеников и окончивших курс Беберинской второклассной церковноприходской школы Варнавинского у. при ней было основано в 1902 г. церковное братство преподобного Варнавы. В 1910г. при церкви Кинешемского духовного училища было основано Святодуховское церковное братство».

Сельским священникам нередко приходилось выполнять немало светских функций; им предписывалось разъяснять народу необходимость медицинского лечения и принятия дезинфекционных мер для успешной борьбы с заразными болезнями вообще, и в частности, в 1900 г. со скарлатиной. В 1909/1910 уч. г. в училище Костромского Богоявленско-Анастасьинского монастыря врачебное дело изучали 37 воспитанниц, окончившие это училище со званием сестер милосердия. Они по завершении 6-летнего курса общего обучения и 2-летнего дополни тельного курса сестер милосердия (по своему объему составлявшего курс фельдшерских школ) давали подписку – в течение 10-ти лет быть готовыми к исполнению обязанностей сестер милосердия по указанию Красного Креста. Кроме изучения основных предметов, воспитанницы занимались в аптеке монастырской лечебницы приготовлением лекарств, уходом за больными и ранеными, присутствовали на приемах больных, упражнялись в наложении повязок. Настоятельница монастыря игуменья Мария поставила священным долгом оказывать безвозмездно врачебную помощь сельскому населению при Назаретской пустыни, в ка зенных лесных дачах, что в Покровской пустыни (в 70-ти верстах Костромы) и при монастырской мельнице на реке Мезе (25 верст Костромы). Там были устроены народные лечебницы, сельские лаборатории с аптеками, принадлежащие монастырю.

Многие выпускницы монастырского училища активно пользовались на практике полученными медицинскими знаниями, умения ми и навыками. Например, в течение 25-летнего служения в должности учительницы Фряньковской сельской школы дочь дьякона села Перепелицына Нерехтског о у. Костромской губ. Екатерина Васильевна Архангельская, окончившая училище при Костромском Анастасьинском монастыре, помимо своих занятий с учащимися покупала лекарства для подопечных и давала необходимые указания к их применению. Жители окрестных селений в случаях нужды всегда шли к ней за советом, и отказа никогда не бывало. Известна деятельность 12-ти сестер милосердия Богоявленского монастыря, добровольно отправившихся на работу в Симбирскую губ.

Костромская епархия немало внимания уделяла помощи неимущим лицам духовного звания. С этой целью в 1852г. в губернии было открыто и осуществляло свою работу вплоть до 1917г. Костромское епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Епархиальное начальство регулярно помещало отчеты о деятельности Попечительства в своем периодическом печатном органе. Через «Костромские епархиальные ведомости» общество регулярно информировалось о вакансиях в доме призрения бедных и беспомощных священнослужителей имени высокопреосвященного Арсения, митрополита Киевского, Попечительство устанавливало через отцов благочинных опеку над сиротами из семей духовенства. В экстренных случаях создавались специальные комитеты, например Комитет помощи духовенству неурожайных местностей Костромской губ., чья деятельность также находила отражение в епархиальной печати.

В крестьянской среде традиционной была и общинная система взаимопомощи, описанная многими исследователями отечественного крестьянства.

Поддержите наши проекты